Мой Киров/Моя Вятка

Строго говоря, Киров - не совсем мой город. Я в него "понаехала" поступать в институт, а потом тут и осталась...
Около Парка Победы


Что можно сказать про наш город? 1000 км от Москвы, население около 500 тысяч человек.
Нулевой километр. Справа - Главпочтамт, позади - Москва Кукольный театр.

Ранее - закрытый городок с кучей оборонных заводов. Сейчас эти заводы дышат на ладан (или уже того... отдышали), а огромные цеха перестраивают под торговые центры. К слову, сельское хозяйство в регионе благополучно загублено после перестройки: зона рискованного земледелия, стабильный урожай можно получить только в южных районах области, животноводство развивать без кормовой базы тоже не вариант.
Дотационный у нас регион, одним словом. Местами даже депрессивный.

Мост самоубийц

Вид с моста
"Каждый кулик свое болото хвалит" - это не про нас, не про кировчан. Лет этак до 27 нормальным в кругу моих друзей и знакомых считалось хотеть "вырваться из этого болота". И насколько я могу судить - это по-прежнему модная тенденция. Любить Киров - это был (есть?) как бы моветон. Ну, как признаться, что ты от "Иванушек" фанатеешь (заметьте, это был период их расцвета!). Попса какая-то. А надо вкус проявлять, стремиться в крупные города, где есть ширь, перспективы и Макдоналдс! (Макдоналдс, кстати, и у нас появился).
О том, что можно по-другому, я узнала в Перми. Пермь мне вообще понравилась, но об этом в другой раз. Девушка-администратор небольшой гостиницы за минуту перевернула мое сознание. Мы спросили у нее: "Куда можно пойти, что посмотреть в вашем городе". "Ну не знаю..." - протянула она, и я поняла, что услышу привычное уху "чо-там смотреть-то в нашей дыре". После небольшой паузы она продолжила: "У нас столько всего интересного!" - и начала перечислять варианты.
Так можно?! Так реально можно думать?!
Вот примерно в этот момент я и поняла, что про Киров можно говорить хорошо. Можно любить свой город и не стесняться этого. И я люблю :)

Правда, побывав в Красноярске, я поняла, что достопримечательностей у нас мало. Их почти нет. Благодаря гостеприимных хозяев, показавших нам город, мы звали их в гости и обещали... что-нибудь придумать :)
Самый крутой фонтан Кирова. Красноярцев таким точно не удивишь!

И знаете, за год с лишним придумалось следующее - отправиться в пешую прогулку по центру.
Очарование Кирова - в сочетании двух фактов: 1) он старый (640 лет) и 2) он маленький. И это классно. Я обожаю свой город за то, что о нему можно передвигаться пешком. Более того, администрация города делает все, чтобы данный вид передвижения стал самым популярным :)  (Это я, конечно, привычно злобствую).
У нас даже есть своя пешеходная улица - Спасская. Только, в отличие от Арбата, Покровки или Баумана, это не популярное место гуляний горожан, а тупичок, куда мало кто заглядывает. Там, конечно, довольно красиво - но не настолько, чтобы ради этих 500 пешеходных метров ехать с другого конца города и фланировать по ним часами. На какое-то время тупичок превратился в парковку, но бдительный гражданин задал неудобный вопрос в твиттере губернатора, и безобразие прекратилось. Оживления, впрочем, это не добавило.

Пешеходная часть улицы Спасской, 2010 год, день города

В городе много музеев - но я в них не бываю (стыдно, стыдно... говорят, хорошие), а врать не хочу. Есть Драмтеатр, но пристанищем интеллигенции считается ТЮЗ (пардон, Театр на Спасской).


Драмтеатр. Заодно и про Театральную площадь все понятно :)
Недавно (ну... года четыре назад) наконец-то достроили Кукольный театр.

На подступах к театру кукол им. А.Н. Афанасьева. Собственно, круглое здание слева - это он и есть, более удачных кадров в моих личных архивах не нашлось, а тырить чужое фото лень.
Киров (точнее, Вятка) - родина Александра Грина, братьев Васнецовых, Заболоцкого и место ссылки Герцена, Витберга, Салтыкова-Щедрина.
А вот Сергей Миронович Костриков (будущий Киров) родился в Уржуме (райцентр на юге области) и в Вятке (будущем Кирове) не бывал. Это, конечно, огромный козырь сторонников возвращения городу исторического названия. Собственно, г-н Белых на заре своей деятельности в нашем городе ставил переименование чуть ли не главной своей задачей. Общественность поняла это в том смысле, что Никита Юрьич желают прославиться (вы бы тоже так подумали, если бы смотрели местные новости): мол, путное что-то сделать - это надо и денег, и подумать; а переименование - дешево и сердито, такое еще лет 10 икаться будет точно.

Впрочем, видимо, текучка отвлекла губернатора от благородного порыва - в последнее время о Вятке вспоминают все реже. Ограничились переименованием сразу 3 крупных улиц, причем таблички на них сменили в рекордные сроки, и я до сих пор вспоминаю растерянную даму, стоявшую рядом с табличкой "Преображенская, 28" и вопрошавшую: "А где же здесь улица Энгельса?!" через месяц после принятия решения.
Лично я против переименования: не хочу жить в Вятской области; раздражают вечные шельмования на эту тему, да и вообще - поздновато кулаками махать. Не решились в перестройку - так давайте уже закроем тему и будем жить спокойно.


Символом Кировской области считается дымковская игрушка.
 
Скульптурная группа около Театра кукол
К нам регулярно приезжают паломники на Великорецкий крестный ход и однократно - на суд Навального.
Гастрономическим же символом Кирова по результатам интернет-опроса стал... нет, не Вятский квас, и даже не Уржумский (среди моих знакомых однозначно признанный более вкусным) - а вовсе даже мороженое КХК (Кировского хладокомбината). Оно настолько классное, что его даже подделывают! Еще у нас отличные молочные продукты, колбасы, хлеб, соусы "Принто" и майонез "Здрава". Так что на месте Ашана я бы задумалась :)

В последнее время в городе регулярно появляются "малые скульптурные формы". Есть такое название или это меня где-то переклинило? В основном они кучкуются около пруда, Цирка и Диорамы (которые скучковались в центре давным-давно) - такой вот культурно-развлекательный центр сложился.


Это "коммерческая" подкова: если правильно побегать вокруг нее, исполнится желание, а если заплатить денежки - рядом появится плитка с твоим именем. Надписи и спонсоры указаны неподалеку.
Мы туда ездим уточек кормить, поскольку скульптуры того... страшненькие и даже не обросли легендами типа"потри левую пяточку Ассоли и настанет счастье"; "постучи по фонарику Фрези Грант и жена сбежит".


Я чуть не забыла, но у нас есть река! Вятка же!!! Летом даже можно прокатиться на теплоходе:

Ротонда

 
Вода коричневая из-за торфяников. Иногда там еще плавают бензиновые пятна и на подъездах появляется предупреждение: "Воду из-под крана не использовать для приготовления пищи". Но нечасто. Так, чтоб на неделю - один раз всего было.
А весной можно погулять по набережной Грина.
Линия фонариков вдали - прям совсем свежая набережная. Без единой скамейки или урны. По понятным причинам мы по ней прошли 10 метров туда и 10 метров обратно.

Эту лестницу я одолела!

Памятник Петру и Февронии
Да и летом можно погулять:







Собственно, это и есть мой план на случай приезда гостей: выгулять их от Цирка к Набережной. Или наоборот: от Набережной к Цирку. К сожалению, фотографии в моем архиве рассчитаны на меня и моих близких, а не на то, чтобы знакомить с городом... (Архитектура - вот его богатство!) Поэтому самое интересное наверняка осталось за кадром. Но я решила не искать чужие фотки, а показать город таким, каким он сохранится в памяти моей семьи.

В общем, вот такой получился рассказ о моем городе: рваный, субъективный и ни о чем (поскольку Киров - это ведь не только центр, но и Нововятск, Коминтерн, Порошино, Лянгасово и тэ дэ). Но если дочитали - спасибо. Пишите, если есть замечания :)

2 комментария:

  1. я собралась-таки и прочитала.
    Срочно в журналисты -писатели-кого-то типа такого. Зачем зря таланту пропадать?!
    Я город люблю, хотя он тоже не мой. Но все равно бы столько мест не нашла для гостей))) Так что, если что, буду иметь тебя в виду)))))

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Мариночка! Ты настоящий друг, так что для тебя я и не такое найду :)))

    ОтветитьУдалить